Ведический бог Митра высоко почитался и призывался для надлежащего выполнения гражданских и религиозных действий и обязанностей. Только в «Ригведе» Он упоминается 175 раз, и его называют одним из самых чудесных, славных и могущественных ведических богов.
Митра — один из старейших дошедших до нас богов индуизма. Записи о нем появляются еще в 15 веке до нашей эры, когда его призывали в качестве наблюдателя за пактом, заключенным между хеттами и хурритами.
Бог Митра описывался как тихая, сдержанная и скромная личность. Его задачей было надлежащее выполнение важных гражданских и религиозных действий и обязанностей. Его очень уважали и почитали за правдивость, надежность, знания и силу.
Имя Митра означает «преданный друг» или «дружба». Он представляет отношения между живыми существами. Социальная мораль и товарищество – его сфера.
В ведическом обществе Митра осуществлял роль хранителя, который поощрял и защищал добродетельных и благочестивых людей. Он также наказывал грешников, которые не держали своего обещания в обществе. Митра заботился о кодексе чести в обществе.
Митра и Варуна
Изначально Варуна и Митра были представлены как близнецы, и они всегда появлялись вместе, защищая правду и честь.
Во многих писаниях Митра и Варуна объединяются в одно существо, Митра-Варуна. В других писаниях говорится об их различии. Варуну иногда называют монархией, в то время как Митру считают духовенством – это словно два сосуда, уравновешивающие друг друга, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование Вселенной.
Митра, наряду с Варуной, обычно считался асуром на раннем этапе индуизма. Асуров часто называют демонами, но важно отметить, что асуры не обязательно были злыми, они просто были сформированы против богов, известных как дэвы.
Во многих мифах Митра рассматривается как посредник человека с богами, помогающий вести с ними переговоры.
Митра и Варуна являются сыновьями богини Адити, матерью Бесконечности. Поэтому часто в писаниях они упоминаются вместе. Митра упоминается 175 раз в Ригведе и около 20 раз совместно Варуной. Митра описывается как чудесный, славный, могучий, великолепный бог.
Варуна, свободный и великий сын богини Адити, является ее первым «рожденным» (возникшим, созданным, произведенным, порожденным) из семи Адитьев.
За Варуной и Митрой последовали боги Бхага, Арьяман, Дакша, Атха, Сурья, каждый со своим предназначением.
- Бхага — бог, который распределяет богатство в соответствии с достоинствами и недостатками каждого из людей.
- Арьяман — прообраз благородного Человека, Владыки людей и ям (предков).
- Дака — образованный и способный ремесленник, творческий изобретатель.
- Атха — это часть, определенная или выделенная часть целого.
- Сурья – бог Солнца, податель света, тепла и жизни. Со временем Сурья становится близким сподвижником Митры.
Таким образом, Митра стал частично отождествляться с Савитром, сущностью, концепцией или принципом Солнца.
Молитва Митре
Одна из самых важных молитв в Ригведе написана в благодарность Митре и в знак признания стремления к совершенству. Молитва, упастхана, обращена к божеству во славу солнца. Упастхана примерно читается так:
«О Боже! В поисках тебя мы покидаем вечный физический мир, чтобы медитировать на еще большую сущность, нашу душу. Мы достигаем самого блаженного, сияющего света, просветителя всех вещей, даже сияющей славы солнца, которое есть величайшее из всех. Все вещи этого мира служат сигналами, ведущими нас к божеству, знающему всё, обладающему всеми разрушительными и поддерживающими силами».
Следует отметить, что Митра упоминается и в других древних культурах. Например, в древней иранской культуре, Митра почитался как Бог Света.