В течение сорока пяти лет после своего просветления Будда бродил по северной Индии, обучая людей. Он выступал публично около десяти тысяч раз. Но он учил не для того, чтобы отстаивать философские теории. Он учил только с одной целью: жить без страданий.
Что представляют пять духовных сил
Пять духовных сил также называют «контролирующими способностями». Когда человек способен контролировать жадность, ненависть, заблуждения и другие отрицательные качества, тогда у него развивается духовная сила, которая ведет к освобождению. К пяти духовным силам относится: вера, усилие, осознанность, концентрация и мудрость. Они все необходимы. Они все работают вместе и тесно переплетаются.
Вера
Первая из пяти способностей, вера, это невинность убеждения, открытое сердце, которое не боится доверять и поэтому может выходить за рамки известного. Она чувствует, что есть некая глубокая человеческая возможность, которую можно реализовать, даже если она не сразу очевидна.
Такая вера рождается в опыте. Ее нельзя дать. Она возникает спонтанно, из видения и знания. Из этого вытекает преданность, благодарность и приверженность. Это естественная самоотдача. Она проистекает из знания проблемной природы жизни, из осознания того, что человеческое существование несовершенно.
Вера имеет решающее значение для духовного путешествия, поскольку именно через веру мы движемся от известного к неизвестному. Без веры мало что возможно в любом начинании. Если нет конечной цели, или если нам не хватает веры в собственные силы, мы остаёмся на заезженной колее и не продвигаемся вперед.
Когда мы сталкиваемся с трудностями, вера дает мужество идти дальше. Однако важно отметить, что вера сильно отличается от надежды. Надежда связана с ожиданием и желанием. Если надежда не оправдывается, результатом становится печаль, страх или гнев. Вера — это другое. Это доверие к текущему процессу. Это уверенность в том, что мы можем справиться со всем, что приходит.
Все движение углубляющейся веры направлено внутрь, к большему доверию к себе, к пониманию и любви в нашем сердце и уме. Вера имеет большое влияние на сознание. Вот почему она является первой из этих духовных сил. Она устраняет тени сомнений и придает ясность уму.
Усилие
Энергия, или усилие, — вторая духовная сила. Эти два слова связаны, но они не совсем одинаковы. Энергия приходит первой, а усилие направляет ее и использует. Ничто не происходит без усилий в любом начинании, в том числе и в духовной практике.
Эта практика нелегка. Инструкции просты, но выполнять их нелегко. Дышать, чувствовать собственное дыхание и не отождествляться с ним; чувствовать эмоции и испытывать ощущения и не отождествляться с ними, видеть ясно весь спектр собственного опыта и относиться к нему бесстрастно — всё это требует немалых усилий.
Здесь тратится много энергии только на то, чтобы избавиться от тяги к привычкам, которые создавались годами. Ум привык хаотично блуждать от одного к другому, занимая себя планированием, надеждами и фантазиями, страхами, жалобами, суждениями. Он даже не знает, что что-то может лежать за пределами его собственных ограниченных возможностей.
Правильное усилие — это усилие быть осознанным и возвращать ум в настоящий момент. Правильное усилие — это не стремление. Стремление приводит к цеплянию. Оно усиливает чувство эго. Правильное усилие — это не попытка получить что-то. Это мягкая восприимчивость. Просто принятие и приветствие всего, что происходит здесь и сейчас.
По мере того, как мы становимся более искусными, усилие становится более устойчивым, а осознанность растет.
Осознанность
Осознанность — это наблюдательная сила ума, активный аспект осознания. Осознанность означает обращать внимание и осознавать всё, что происходит внутри нас, вокруг нас, от момента к моменту. Это очень тонкий процесс.
Когда мы впервые замечаем что-то, есть мимолетный момент чистого осознания, прежде чем вмешивается мыслящий ум. Это момент невербальный, довербальный. В нем нет мыслей. Это момент видения с очень большой ясностью. Замеченная вещь еще не отделена, а является просто частью всего потока процесса жизни. Затем восприятие фиксируется на вещи, устанавливает вокруг нее границы и маркирует ее. Затем вмешивается мыслящий ум и возвращается в свой повседневный режим.
Как правило, этот первый чистый момент осознанности очень краток и остается незамеченным.
Когда осознанность присутствует, она подобна пустому зеркалу. Она видит все, что появляется перед ней, без искажения. У осознанности нет симпатий и антипатий. Нет страсти или предубеждений.
Вопрос в том: «Как мы можем прийти к такой ясности?» Ответ — «интерес». Интересуйтесь тем, что происходит.
Пристальное внимание открывает сердце. Когда есть настоящий интерес, нет осуждения. Все, что появляется, приветствуется. Принятие безусловно. Это радушное принятие позволяет всему, что приходит, раскрыться во всей своей полноте.
Концентрация
Концентрация возникает естественным образом из усилия быть осознанным. Она дает силу, которая делает осознанность такой эффективной. Концентрация часто определяется как «однонаправленное внимание». Концентрация удерживает внимание, зафиксированное на любом объекте, который замечает осознанность. Когда осознанность перемещается, скажем, от дыхания к звуку, концентрация перемещается вместе с ней и снова удерживает внимание сфокусированным и устойчивым. В каждом случае это длится всего мгновение, потому что ум движется очень быстро.
Ключ к развитию концентрации — усилие. Обычно энергии ума рассеиваются в тысяче разных направлений. Ум повсюду, и его энергия просто растрачивается на случайные мысли и желания, надежды, страхи, чувства. Вся его огромная потенциальная сила растрачивается впустую. Но по мере того, как усилия быть осознанным становятся более последовательными, эти рассеянные энергии собираются вместе и сходятся вокруг одной точки, и ум становится сосредоточенным.
По мере углубления концентрации ум становится спокойным и сосредоточенным. Он менее реактивен. Он приходит в большее эмоциональное равновесие. Мы перестаём цепляться за эмоции, желания или события и позволяем происходящему быть.
Мудрость
Мудрость — это не знание. Ее нельзя узнать из книг, поскольку это интуитивное понимание, возникающее из пристального наблюдения за опытом. Это прозрение в реальность, природу вещей такими, какие они есть.
Один из аспектов мудрости — это видение непостоянства. Мудрость знает, что ничто в этом обусловленном мире не будет длиться вечно. Она знает, что все, что возникает, проходит. Она знает, что изменения происходят на каждом уровне от космического до микроскопического. Звезда, цивилизация, дерево, мысль — все возникает, развивается со временем, распадается и исчезает. Конечно, расписания различаются для каждого явления и события. И изменения могут быть настолько быстрыми — или настолько медленными — что их обычно вообще не видно. Но траектория всегда одна и та же.
Существует постоянное столкновение между природой существования и нашими желаниями. В мире радикальных изменений мы хотим постоянства, безопасности и постоянного счастья, а их невозможно найти. Мы живем в воображаемом мире, цепляемся за то, как все было раньше, или как мы хотим, чтобы было, и нам трудно принять то, как оно есть на самом деле. Результатом является дуккха — страдание, все недовольства и печали человеческого сердца.
Но самый глубокий урок, который должна преподать мудрость — это факт того, что ничто не является по своей сути существенным и реальным. Мы думаем, что мы отдельные сущности, и боремся за то, чтобы защитить, удовлетворить и порадовать наше драгоценное чувство себя, не понимая, что никогда не будет найдено постоянного, неизменного я.
Составные части ума и тела, по сути, находятся в постоянном движении. Тело, ощущения, мысли, эмоции возникают и исчезают, мгновение за мгновением. Разум и тело — это постоянно меняющийся процесс, движущееся энергетическое поле.
Мудрость очень трудно обрести. Она приходит, когда мы сталкиваемся с собственными страданиями и усваиваем глубокие уроки, которым страдание может научить. Все уроки — это отпускать. Не держаться за желание, а отпускать его. Когда мы отпускаем, «я» исчезает, а страдание растворяется легко и непринужденно.
Подводя итог:
По мере того, как развивается духовная сила, наши симпатии и антипатии редеют и исчезают. Мы начинаем осознавать переплетающиеся законы непостоянства, страдания и бескорыстия, и знание трансформируется.
Мы перестаем нервно цепляться за происходящее и предъявляем меньше требований к существованию. Мы начинаем расслабляться и все легче вливаться в поток жизни. Мы можем наслаждаться хорошими вещами в жизни, когда они есть, и принимать перемены без протеста, когда они заканчиваются. Сердце открывается шире, когда оно узнает, что терять нечего.