Термин ниродха происходит от слова nirruddham, что означает «сдержанный» или «сдерживаемый». Великий мудрец Патанджали использовал этот термин в легендарном определении йоги во второй части Йога-сутр: «йога-читта-вритти-ниродха», что переводится как «йога — устранение колебаний ума».
Ниродха также является третьей из Четырех благородных истин буддизма, относящейся к прекращению страданий. Буддисты верят, что страдание вызвано привязанностью, жаждой и невежеством; как только человек осознает и устраняет эти причины, проходит страдание и достигается состояние нирваны.
Освобождение через контроль над разумом
В комментарии к «Йога-сутрам» древнего индуистского автора Вьясы сказано, что ниродха — пятое и наиболее желаемое из пяти состояний ума. Это контроль над разумом, и, если йог удержит его в течение длительного периода времени, то осознает свое истинное Я и достигнет состояния окончательного освобождения, или мокши.
Контролируемый ум не следует путать с подавленными мыслями. Мысли и эмоции остаются, но при медитации ум становится неподвижным и однонаправленным. Это мастерство глубокого покоя называется ниродха.
Ниродха часто переводится как «прекращение» или «уничтожение», но это жестко звучащие термины вводят в заблуждение. Цель йоги не в том, чтобы стереть ум или вызвать психический паралич, а в том, чтобы приостановить искажающие эффекты умственной обусловленности. Мысли и эмоции будут возникать, но мы не поддаемся их заблуждениям. Вместо этого мы признаем их спроецированную природу и ценим как часть сенсорного аппарата, с помощью которого мы взаимодействуем с действительностью.
Патанджали отличает ниродху от пяти других умственных действий, которые он описывает как основные модификации ума: правильное знание, ложное знание, воображение, сон и память (I.6). В каждом из них, как объясняет Патанджали, мы поглощены дуалистическими иллюзиями, которые проецирует наш разум.
Напротив, в ниродхе мы рассматриваем эти состояния как заблуждения, не сравнивая их с другой проекцией истины или реальности. Итак, ниродха — это не столько уникальное состояние ума, сколько приостановление искажающих элементов ума.