Дхарана или концентрация — шестая часть из восьми ступеней йоги, описанная Патанджали в Йога-сутрах. Она относится к концентрации ума. Практика дхараны подразумевает фиксацию ума на определенном объекте — внешнем (например, образе, символе или божестве) или внутреннем (например, чакре или мантре).
Что означает концепция Дхараны?
Последние три ступени Аштанга-йоги — Дхарана, Дхьяна (медитация) и Самадхи (просветление) — вместе называются саньям, что означает «контроль». Патанджали объясняет дхарану как привязывание внимания к чему-либо большему, чем одна точка. Он также утверждает, что последние три ступени следует рассматривать вместе, поскольку они являются последовательными стадиями концентрации.
Дхарана, в частности, — это концентрация на чем-то, в то время как Дхьяна — это состояние, в котором достигается полная концентрация. Дхарана — это фиксация внимания на объекте. Осознание непрерывно течет (Дхара — плавный, непрерывный поток). Это качество ума йоги называют «экагра» — однонаправленное состояние ума.
Для того чтобы достичь Дхараны, нужно овладеть другими ступенями Раджа-йоги*, то есть асаной, пранаямой и пратьяхарой. Также необходимо практиковать первые две ступени Яма и Нияма.
* Все ступени перечислены здесь: 8 ступеней Раджа-йоги
Обретя контроль над своим телом, дыханием и умом, можно достичь Дхараны. В свою очередь регулярно практикуя Дхарану, можно достичь лучшей концентрации во время выполнения асан или пранаям. Ум остается спокойным и сосредоточенным независимо от происходящего. Именно об этом говорится в Йога-сутре Патанджали «Стхирам Сукхам Асанам» — оставаться устойчивым в любом положении или ситуации.
С практикой, в состоянии Дхараны человек будет ощущать, как сознание и мысли приходят в состояние неподвижности, что позволит сосредоточиться на объекте медитации.
Замечательный пример Дхараны из эпоса Махабхарата, где Дроначарья, учитель стрельбы из лука, проводит состязание среди своих учеников. Дроначарья повесил голову стервятника на ветку высокого дерева, и спрашивал каждого ученика: «Что ты видишь?». Ответы были следующие: «Я вижу тебя, мой учитель, дерево, небо и всех, кто собрался вокруг». Эти ученики промахнулись. Наконец, подошла очередь Арджуны. Учитель спросил его, что он видит, и тот ответил: «Я вижу голову птицы». Дроначарья спросил, видит ли он что-нибудь еще. Арджуна повторил, что видит только голову птицы, после чего выстрелил и попал точно в цель.
Этот пример показывает, что Дхарана может произойти в любой жизненной ситуации, не только во время медитации. Именно в таком состоянии идеальной концентрации футболист забивает гол, балерина в совершенстве исполняет свой танец, а учитель рассказывает свою лекцию так, что студенты слушают с открытым ртом.
Как подготовиться к Дхаране?
Чтобы успокоить ум и сосредоточиться, нужно научиться отстраняться от чувственных восприятий. Вот почему Пратьяхара (отстранение от чувств) является важным подготовительным этапом. Уменьшая восприятие, ум становится стабильным.
Для этого необходимо выбрать спокойную обстановку. Посторонний шум и резкие запахи должны быть минимальными или полностью исключены. Яркий свет необходимо приглушить.
Рекомендуется сидеть в позе лотоса (Падмасана) или в простой позе (Сукхасана). Поза должна быть устойчивой и удобной. Можно использовать подушку для медитации. Если глаза открыты, они должны быть зафиксированы на выбранном объекте. Держите спину прямо или опирайтесь на стену, если так удобнее.
Как практиковать Дхарану?
Практика Дхараны начинается с того, что вы сидите в спокойном месте в удобной позе. Для внутренней концентрации держите глаза закрытыми и сосредоточьтесь на объекте по вашему выбору (мантре, чакре, животном, божестве).
Если вы держите глаза открытыми, то сосредоточьтесь на внешнем объекте. Выполняйте практику в течение 5–10 минут, постепенно увеличивая продолжительность.
Во время практики ум может отвлекаться. Каждый раз, когда он блуждает, возвращайте его к объекту. С практикой вероятность отвлечения уменьшится. Когда вы достигнете полной концентрации без отвлечения, вы достигнете Дхараны.
Фактическое время Дхараны может составлять всего несколько минут, а остальное время уходит на контроль и сосредоточение ума. Но не волнуйтесь, с практикой время Дхараны увеличится. Вы постепенно станете готовы к следующему этапу, Дхьяне.
Подводя итог:
Когда вы достигнете состояния Дхараны, вы испытаете спокойное, приятное и умиротворенное состояние ума. Это высокое состояние концентрации позволит вам быть более эффективным, продуктивным и сосредоточенным в повседневной жизни и оставаться эмоционально стабильным. Ваше самосознание возрастет, уменьшая нездоровые отношения, мысли и поведение.