Слово атман использовалось для обозначения трансцендентного Я со времен древних Упанишад. В этом слове есть два компонента: «А», который используется как отрицание, и «Тма», что означает «тьма». Поэтому атма или атман означает «противоположность тьмы», «сияющий». Это ключевое понятие в индуистской метафизике.
Атман бессмертен
Атман — это бессмертный и неизменный аспект смертного существования, который является основой всего творения, включая человека. Самость — это важнейшая основа нашего существа, известная в христианской традиции как вечная душа. Это наша суть. В большинстве традиций индуизма это считается чистым осознанием.
Самость невозможно увидеть, воспринять, достичь или постичь, поскольку она является видящим наблюдателем, обитателем всех воплощенных существ и деятелем всего. Другими словами, «Я» открывается только самому себе.
Никакого конечного акта познания здесь не происходит. Это высшее откровение. Таким образом, Самость становится субъектом, объектом и средством опыта.
Природа Атмана неописуема
Природу Атмана невозможно объяснить или точно описать, поскольку она находится за пределами чувств и ума. Она может быть раскрыта только тогда, когда вся сенсорная деятельность перестанет воздействовать на ум и когда сам ум освободится от движения мыслей, объектов чувств и погоней за желаниями. Эта тайна раскрывается, когда ум спокоен, а сердце открыто.
Атман считается вечным и нетленным, отличным от физического тела, ума и сознания. Считается, что оно есть в каждом живом существе, хотя некоторые люди не осознают это истинное «я» из-за невежества или иллюзии, известной как Майя.
Атман и Эго
В некоторых контекстах слово атман означает эго. Это показывает другую истину: эго не существует отдельно от Самости. Это просто отражение Самости в зеркале ума. Уму с его двоичной системой нужны первое и второе. Таким образом, оно возводит эго на престол как короля, давая ему положение контроля и владения, хотя на самом деле оно всего лишь отражение.
Мундака-упанишада поэтично объясняет относительный статус двух «я» следующим образом: «Подобно двум птицам, сидящим на одном дереве, близкие друзья, эго и Высшее Я, обитают в одном теле. Первый ест кисло-сладкие плоды жизни, а второй наблюдает отстраненно».
Реализация трансцендентального «Я» — это благороднейший и достойнейший идеал человеческого существования.
Атман и Брахман
В йоге атман считается неразрывно связанным с более широким космическим атманом, или брахманом. Это приводит к концепции единства всех существ и всех вещей. Йоги учат, что понимание атмана и его связи с брахманом позволяет человеку достичь состояния высшего сознания и истины.
В практике йоги существуют различные методы для понимания и пробуждения атмана. Это могут быть медитации, мантры, аскеза или философские дискуссии. Многие практикующие йогу стремятся достичь состояния самореализации и осознания своего истинного Я, а также освободиться от иллюзий и страданий материального мира.
Подводя итог:
Для йогов атман является определяющим элементом духовного пути. Понимание себя как атмана и своей истинной природы позволяет человеку преодолеть страх, эгоизм и ограничения собственного ума. Цель йоги - достичь единства с брахманом и освободиться от цикла перерождений, достигнув высшего состояния сознания и свободы.