Агни – ведический бог огня в индуизме

Рейтинг
(0 голосов)

bog agniАгни – индуистский бог огня. Его считают богом знания, а также другом и защитником человечества.

Агни был особенно важен в ведический период (1500-500 гг. До н.э.), древние писания содержат больше гимнов ему, чем любому другому божеству. Он до сих пор считается вездесущим, хотя напрямую ему не поклоняются.

До появления Шивы как бога индуистской троицы, Агни был богом разрушения, которого боялись и почитали. Символически он олицетворяет ненасытное желание и голод. Агни вместе с Индрой и Сурьей, повелителями небес, составляют первую троицу индуизма. Затем их места были отведены Шиве, Брахме и Вишну.

Агни знает мысли всех людей и является свидетелем всех важных действий, отсюда и использование огня во многих важных индуистских церемониях, например бракосочетание. Он также упоминается в священных текстах, таких как Махабхарата, как «Очиститель». С пылающими волосами, верхом на козле он легко узнаваем в индуистском искусстве.

Агни – повелитель огня

Согласно традиции, Агни имеет десять форм, которые описаны ниже. Из них первые пять - его материальные или природные формы, а следующие пять – его ритуальные формы.

  1. Обычный огонь.
  2. Молния.
  3. Солнце.
  4. Пищеварительный огонь (джатараагни).
  5. Разрушительный огонь (лесной пожар, а также пожар, который поглотит мир в конце творения и т. д.)
  6. Огонь, производимый палками для жертвенного ритуала.
  7. Огонь, передаваемый ученику во время обряда посвящения (упанаяны).
  8. Огонь в доме для домашних ритуалов.
  9. Южный огонь, который предки использовали в определенных ритуалах.
  10. Погребальный костер, используемый в ритуалах кремации.

В ведах сказано, что Агни - сын Небесных Вод, этот элемент тесно связан с огнем, который, как считается, уходит на землю с дождем. Затем огонь притягивается растительностью, поэтому при соприкосновении двух палок появляется огонь.

Агни также отвечает за молнию, которая рождается в результате его союза с богиней облаков.

Другой огонь, с которым ассоциируется Агни, — это погребальный костер; в этой роли он ведет мертвых к окончательному приговору Ямы, правителя Подземного мира.

Согласно одному из гимнов Ригведы, который приписывают мудрецу Васиштхе, Агни также имеет темную сторону. По своей природе он похож на демонов-«пожирателей плоти», ракшасов, у него есть два острых железных клыка, и он безжалостно пожирает своих жертв. Однако, когда к нему призывают боги, Агни уничтожает ракшаса своими пылающими копьями. Этот эпизод, когда Агни становится слугой богов, иллюстрирует его падение с вершины пантеона.

Личная жизнь бога Агни

Женой Агни является богиня Сваха. Верующие произносят ее имя во время подношений. В ведических гимнах также упоминается Сваха и подразумевает: «добро пожаловать, хвала тебе». Слово сваха поется во время огненных жертвоприношений и произносится, чтобы объявить об окончании мантры.

Индуистские мифы о том, как Сваха влюбилась в Агни, но он не обращал на нее внимание, потому что был увлечен женами саптарши (семь мудрецов). Поэтому Сваха решила последовательно принимать образ каждой из этих женщин и в итоге соблазнила Агни, после чего у них родился сын Сканда – бог войны.

В Махабхарате также описывается пребывание Агни в королевстве Махишмати, там он полюбил дочь царя Нила. Приняв форму брахмана, Агни попросил выдать принцессу за него, на что царь отказал и решил покарать его. После этого Агни воспылал гневом и принял свою настоящую форму. Царь был напуган и с извинениями отдал свою дочь. В свою очередь, Агни пообещал защищать город от вторжения врагов.

Символизм бога Агни

В индуистском искусстве Агни изображается с красной кожей и двумя головами. Это предполагает двоякий аспект. Индусы любят и боятся бога огня, потому что он обладает созидательной и разрушительной силой.

Агни обычно изображают верхом либо на козле, либо на баране, наиболее часто приносимом в жертву животным в Индии в то время. Присутствие жертвенных животных олицетворяет животную природу человечества. Учитывая, что Агни едет на звере, это означает, что он контролирует свою животную природу.

Иногда Агни изображен едущим в колеснице с семью колесами, запряженной огненными лошадьми. Колесница может символизировать разум, а колеса – это семь энергетических центров или чакр, которые отвечают за передачу и преобразование энергии.

Считающийся Богом Знания, Агни ведет нас по пути к Истине. Он свет, который живет в глубине вашего подсознания. Однако для того, чтобы Агни оживил сознание и привел нас к «истине», то есть к нашему истинному «я», мы должны принести в жертву желания, рожденные эгоцентричным умом. Таким образом, огонь чаще всего ассоциируется с жертвами, которые необходимы для обретения чистоты сердца и ума. Так мы достигаем «просветления».

Более того, свет изнутри должен быть самопознанием, а не ложью иллюзий, которая принадлежит эго.

Комментарии (0)

Комментарии отсутствуют

Оставьте свой комментарий

  1. Оставить комментарий.
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением
Введите текст с картинки. Не разобрать?